В автомобилях никто кроме любителей внедорожной езды не задумывается над понятием "рама". Какая такая рама, спросит иной водитель? Это сейчас в силу развития технологий детали автомобиля крепятся на сам кузов, а раньше была рама, к которой уже крепился кузов, двигатель и другие элементы. Причём никому и в голову не придёт хвалиться красотой рамы или её жёсткостью.
В мотоцикле рама выполняет не только свои прямые функции, но и эстетические.
Рамы бывают разные: чёрные, белые, красные.
А автомобилях несущим элементом является рама или кузов. В мотоциклах же рама и/или двигатель.
Что такое рама и зачем она нужна? Рама — это основа мотоцикла, к которой крепятся все остальные части. Как скелет человека. Но, если скелет человека просто так не увидеть, то рама в большинстве случаев видна любому прохожему. Поэтому её конструируют, исходя и из внешнего восприятия красоты. Рама со сварными швами из разных материалов не украсит мотоцикл. А вот полированные, хромированные, разноцветные и просто аккуратные рамы радуют глаз владельца.
Рама в передней части имеет рулевую колонку для установки вилки, руля и переднего колеса. В задней части рама имеет отверстие для установки оси качения маятника с задним колесом. Иногда ось качения ставят прямо в двигатель, тем самым уменьшая базу. Рама должна иметь такие геометрические параметры, чтобы переднее и заднее колеса находились в одной плоскости. При этом важно рассчитать раму таким образом, чтобы у мотоцикла получилось наиболее лучшее расположение центра масс для его назначения. Рама должна быть как можно:
1) жёстче
2) легче
3) короче или длиннее для создания нужной колёсной базы
4) дешевле (материал и производство)
5) проще поддаваться ремонту
6) красивее
Таким образом перед конструкторами ставится нелёгкая задача. Мотоцикл должен быть как можно более стабилен, но при этом легко поворачивать, на ускорениях и торможениях не вставать на заднее колесо и не делать стоппи. Создать мотоцикл с такими взаимоисключающими параметрами невозможно. Поэтому создают компромиссную раму с учётом сферы применения мотоцикла. Для одного мотоцикла сделают длинную раму с низким центром тяжести. Такой мотоцикл будет стабилен, но при этом не столь проворен. Для другого — компактную лёгкую раму с высоким центром тяжести. Такой же мотоцикл будет проскакивать между машинами как уж между камнями, но будет "колбаситься" на больших скоростях.
Какие бывают типы рам?
1) Одинарная рама закрытого типа. Сейчас мало используется. Такая рама окружает агрегаты сверху и спереди одной трубой (или коробчатого профиля). Агрегаты не несут никакой нагрузки, их устанавливают внутрь рамы и крепят к нижним трубам. Одинарные рамы делают из стали из соображений низкой стоимости.
2) Полудуплексная рама закрытого типа. В такой раме применяется комбинированный метод, когда в различных частях устанавливают, то одну трубу (профиль), то две. Например, в верхней части идёт одна труба, а в передней и нижней части расходится на две. Изготавливаются полудуплексные рамы из стали, но последнее время применяют алюминиевый сплав. Устанавливаются на эндуро (Yamaha WR450f) и на мотоциклы, которым важен стиль, круизеры (Honda VTX1800).
3) Дуплексная рама закрытого типа.
Она обхватывает двигатель сверху, спереди и снизу двумя трубами (или коробчатым профилем). Поэтому так и называется. Такая рама обладает большей жёсткостью, чем одинарная. Изготавливают дуплексные рамы в основном из стали опять же из соображений дешевизны и простоты изготовления. Такие рамы устанавливаются на недорогие мотоциклы вроде неоклассиков (Kawasaki ZRX1200).
3) Диагональные рамы. В основном рама состоит из двух больших балок, идущих от рулевой колонки к креплению маятника. Двигатель подвешивается к раме и выполняет роль усилителя жёсткости. Чаще используется коробчатый профиль (Honda CBR600RR), но могут применяться и круглые трубы (Triumph Speed Triple). Диагональные рамы изготавливаются в основном из алюминиевого сплава (Yamaha YZF–R1). Реже из стали (Yamaha TDM850) и карбона (NCR M16). Рама из алюминия при той же массе, что из стали, получается гораздо жёстче.
Такие рамы стали производить в конце 1980–ых годов. Одной из первых была Yamaha с алюминиевой рамой Deltabox, которая сначала устанавливалась на серию FZR, а затем перекочевала на YZF–R, постоянно совершенствуясь и приобретая следующий номер: Yamaha YZF–R1 1998 м.г. — DeltaboxII, 2002 м.г. — Deltabox III, 2004 м.г. — Deltabox IV,
2009 м.г. — Deltabox V.
Диагональные рамы устанавливают на прогрессивные и технологичные мотоциклы вроде спортбайков (Suzuki GSX–R1000), туристических эндуро (Suzuki DL650 V–Strom), нейкедов (Yamaha FZ6 Fazer).
4) Рама "птичья клетка".
Такая рама представляет собой двойную ферму из труб, располагающуюся по аналогии с диагональной. Двигатель также вносит свой вклад в жёсткость конструкции. Такие рамы изготавливаются в основном их хром–молибденовой стали (Ducati), реже из алюминия (Suzuki SV) или просто из стали (Yamaha TRX850). Ducati на все свои мотоциклы ставит именно такие рамы, начиная от пауэр–круизера (power–criuser) Diavel и заканчивая репликой для SBK 1198R. Исключением является новейшая Panigale 1199 и 899, у которых двигатель включён в силовую схему составной алюминиевой рамы типа монокок. Другие производители также не обходят стороной данный тип рам в своих моделях: Honda VTR250, Sachs X–Road 125, Suzuki SV–серии и TL1000S, Yamaha TRX850.
Как видно рамы типа "птичья клетка" устанавливается на нейкеды, спортбайки и эндуро/супермото.
5) Хребтовая рама.
Представляет из себя "хребет", к которому подвешиваются агрегаты. "Хребтом" может быть как труба, так и коробчатый профиль. Хребтовые рамы создают из стали или из алюминиевого сплава. Применяется на нейкедах (Honda CB600F Honet) и на скутерах.
6) Рама "монокок". Является подобием несущего кузова у автомобилей. Такая рама представляет из себя элемент–хребет, которому придана нужная форма, благодаря множеству сваренных между собой штампованных элементов. Обладает ещё большей жёсткостью и ещё меньшим весом. Конструируется реже из стали, в основном из алюминиевого сплава. Такая рама сложна в производстве и её ставят на премиальные мотоциклы (скутер Vespa тоже имеет раму–монокок). Такими моделями являются Kawasaki ZX–12R, Kawasaki ZZ–R1400, Ducati Panigale.
7) Небольшие элементы рамы с главным несущим элементом–двигателем. Такие рамы образовываются за счёт основного несущего элемента–двигателя и подрамников, к которым крепятся остальные части. Двигатель несёт основную нагрузку, поэтому обладает повышенной жёсткостью. Маятник, задний подрамник и рулевая колонка крепятся или непосредственно к двигателю или к штампованным переходникам. Так, в большинстве моделях BMW передняя подвеска Telelever крепится непосредственно к двигателю, как и задний Paralever. На Bimota Tesi 3D из–за особенности передней консольной подвески также двигатель используется как основной элемент рамы. Не забудем и Yamaha GTS1000.
Двигатель, как основной несущий элемент рамы, применяется на неоклассиках (BMW R1200R), нейкедах (BMW K1300R), чопперах (BMW R1200C), эндуро (BMW R1200GS) и спортбайках (BMW R1200S).
Комбинированные рамы, которые сочетают различные типы, например:
— диагонально–дуплексная (Honda CRF450X)
— разомкнутная дуплексная с подрамником (Kawasaki Z1000)
— хребтово–дуплексные рамы скутеров
— другие (MV Agusta F3)
Мотоциклетный завод Бимота (Bimota) отличается новаторскими решениями, так как рамы изготавливает сам, а двигатели заимствует у других производителей. Необычными рамами могут похвастаться такие модели. Bimota SB6R с по–настоящему диагональной алюминиевой рамой. Bimota Tesi 2D с адской смесью типов рам ("птичья клетка", монокок, несущий двигатель). Bimota DB8 с углепластиковым подрамником и какой–то диагонально–"птичьеклетчатой" рамой.
Итого.
Рамы являются не только конструктивным элементом, но и декоративным.