А что же в очередной раз, помимо асфальта, будет мешать Хорхе?) Наверное, мотоцикл!
Извините за тавтологию, но Хорхе всегда мешает сам Хорхе с различными вариациями отговорок на тему шлем-резина-соперники ездевают по моей траектории...
И про заговор Мешлин - Росси не надо забывать!!!
В Аргентину Michelin, поставщик резины MotoGP, к всеобщей неожиданности привез четвертый вариант передней покрышки. Паддок сразу же ополчился на французского производителя, восприняв дополнительный состав как помощь Валентино Росси, для которого новая резина Michelin вышла слишком мягкой. Этот шаг разделил гонщиков, паддок и даже пресс-конференц зал на две фракции с разными взглядами... но они были не единственными злодеями.
Было ли решение Michelin включить в ряд доступных покрышек новый четвертый состав неверным? Перед тем как ответить на поставленный вопрос, я перечислю факты, а соглашаться с ними или нет - каждый решит сам для себя. Сейчас я пишу это и понимаю, что это будет непросто, так как неясен даже порядок.
Во время Гран-При Катара мы дискуссировали о проблемах с передней покрышкой, с которыми столкнулся Валентино Росси по ходу предсезонных тестов. Мы писали, что в чемпионате, как MotoGP, в котором лишь один поставщик покрышек, не стоит ждать помощи от производителя резины, но решение можно найти, плотно поработав со своей командой в боксах. В былые времена такой индивидуальный производитель, как Michelin, запросто в течении нескольких часов изготовил бы покрышку с более жестким каркасом, что наверняка решило бы проблемы Росси. Думаю, здесь не может возникнуть никаких вопросов.
Но в Аргентину Michelin неожиданно привезла состав резины, который на бумаге подходил Росси лучше. Michelin забыл об изречении: "Жена цезаря должна быть вне подозрений".
По прибытию в Термас де Рио Ондо Michelin анонсировал гонщикам, что они могут использовать на предстоящем Гран-При дополнительный состав, который отличается от обычного. Эта "особенная" покрышка - #70 Michelin - была одна из тех, что французский производитель отозвал после предсезонных тестов в конце 2016 года, после которых пилоты Yamaha жаловались на чаттеринг фронта.
В связи с возникшими проблемами, Michelin решил сохранить новый профиль, но вернуть менее жесткий каркас, который использовался по ходу сезона 2016 года - #6. С этого момента у Росси начались проблемы: передняя часть Yamaha M1 не имела ту же обратную связь, что раньше.
Николя Губер:
Мы решили вернуть #70 после того, как гонщики, в том числе и Валентино Росси, столкнулись с проблемами с передней покрышкой после Гран-При Катара.
Так объяснил принятое решение руководитель штаба Michelin в защиту компании. Но это заявление противоречит тому, что он сказал во время воскресной полуночной встречи в Катаре, когда он рассказал, что проблемы с передней покрышкой #6 возникли только у Росси и Ианноне. В Термасе группа гонщиков резко выросла до 7 (или даже 8) гонщиков, в том числе Марк Маркес, Алейш Эспаргаро, Кэл Крачлоу, Дани Педроса и другие недовольные.
Так как у нас не было времени сделать покрышку #70 с компаундом для Термаса, все, что нам оставалось, это вернуть покрышки, которые мы уже произвели до принятия решения сменить каркас. Мы знали, что не сможем работать здесь с ним, но они помогли нам понять, в каком направлении мы должны развивать нашу резину.
Т.е., выходит, покрышка #70 была привезена не для использования в гонке, а для своеобразных тестов...
Если бы температура в воскресенье утром не упала так сильно.
В результате "восстановленная" резина имела характеристики, которые не принесли пользу ни Росси, ни другим агрессивным на торможениях гонщикам: Крачлоу, Маркесу и А.Эспаргаро.
Причем Michelin явно не был готов к возвращению #70. Французскому производителю пришлось отгружать резину в срочном порядке и платить за это большие деньги. А из-за проблем на таможне покрышки не успели прибыть вовремя и на первых двух практиках #70 не было в списке доступных вариантов. Она прибыла на трек лишь в пятницу вечером и стала доступна гонщикам в субботу.
Но до этого подобного не происходило, это беспрецедентное решение. Комиссия безопасности в пятницу решила наложить вето на внеплановую переднюю покрышку. Неутешительный прогноз погоды на субботу влек за собой короткий промежуток времени на сухом треке, а четвертый состав передней резины только добавил бы суматохи. Гонщики буквально вынудили Гоночную Комиссию принять такое решение.
Только не ясно, сколько гонщиков присутствовало на заседании. Нам приходила разрозненная информация и число гонщиков колебалось от 13 до 17. В любом случае, там присутствовало по крайней мере половина всех гонщиков, чего было достаточно для принятия решения. Росси не присутствовал на собрании, и, как сообщают источники, никто не возражал против этого. Это очень важный нюанс: никто не возражал - это не то же самое, что все были за.
Наложив вето на резину, предложенную Michelin, Комиссия Безопасности приняла решение, которое, по правде говоря, никак не связано с безопасностью, хотя, на самом деле, только она и должна волновать комиссию.
И несмотря на то, что были оппозиционеры, возглавляемые Полом Эспаргаро, которые дали ясно понять, что против принятия такого решения, большинство, в том числе и Маркес, предпочли абстрагироваться и не вмешиваться в полемику. Как бы там ни было, в конце концов резина, которая, возможно, могла бы помочь Росси решить проблемы, была отвергнута.
Это были чистые и твердые факты. Теперь пришло время поговорить о "заговорах". Но перед этим озвучу одну маленькую деталь: Гоночной Комиссии о доступной четвертой покрышке стало известно только тогда, когда гонщики запросили комиссию представить анонс их решения касательно этого.
Решение сразу же разделило паддок на две части: плохую и хорошую. Только не совсем понятно, кто на чьей. Для каждого правда своя. Разобраться во всем этом совсем не просто, но мы мы попробуем.
С одной стороны есть люди, которые считают, что Michelin принял решение привезти дополнительный состав из-за того, что Валентино Росси, самый популярный мотогонщик на Земле, испытывает проблемы с доступными составами резины. Те же люди говорят о том, что покрышка недостаточно хорошо изучена, и он [Росси] "уже имел достаточно для того, чтобы сделать то, чего хотел".
С другой стороны бытует мнение, что комиссия по вопросам безопасности - сборище противников Росси. Один из противников осмелился назвать этот совет "Кланом Андорры" (Андорра - карликовое государство Европы, не имеющее выхода к морю, расположенное в восточных Пиренеях между Францией и Испанией). Речь идет о группе гонщиков, в которую входят братья Эспаргаро, Брэдли Смит, Эктор Барбера, Маверик Виньялес и другие.
Обе стороны понимает, что их позиции - ничто иное, как следствие из сложившейся ситуации. Причем раскол наблюдается не только между гонщиками, но и во всем паддоке в целом. Даже некоторые журналисты, которые должны в любой ситуации сохранять объективность, потеряли голову. Без сомнений, сложилась крайне странная ситуация.
Кто же прав? Ответ лежит на поверхности: ни те, ни другие. Чтобы разобраться во всем, давайте посмотрим на полуправды обеих сторон.
Действительно, несмотря на все оправдания, нет никаких сомнений в том, что Michelin попыталась несанкционированно добавить в ряд составов дополнительный вариант, не прошедший достаточно тестов, который был, если позволите, предназначен Росси. Я, честно говоря, не могу с уверенностью сказать, что они [Michelin] придумали отговорку или действительно хотели исправиться после получения отзывов в Катаре. Так что в данном вопросе позвольте прибегнуть к высказыванию "Жена цезаря должна быть вне подозрений", но это не в случае Термаса.
Точно также не верится "официальную" причину наложения вето гонщиками на дополнительный состав. Причем у комиссии, которая должна заботиться о безопасности гонщиков, на самом деле не было причин и полномочий принимать такое масштабное решение. Такие вопросы должны решаться после дискуссий между Michelin, командами и Гоночной Комиссией, но количество различных составов передней покрышки никак не связано с безопасностью. Было ли разных составов слишком много для того, чтобы протестировать их в субботу? Ответ очевиден: никто никого не заставлял тестировать все составы.
И последнее: как так вышло, что руководство всего шоу не "знало, что готовится, пока еда не сгорела"? Почему Michelin решил сменить количество доступных вариантов и руководство узнало об этом только в субботу, хотя вопрос уже стоял на пресс-конференции, которая проходила в четверг?
Ели кто-то думает, что о покрышке #70 можно забыть после произошедшего в Термасе, то он ошибается. Губер туманно ответил на вопрос в отношении того, будет ли данная покрышка представлена в COTA: "Мы думаем об этом". Есть сомнения, так как "этот состав не тестировался там", но Губер не дал четкого ответа, а значит определенная вероятность остается. Николя задавали подобные вопросы в 20-ти разных формах, но четкого ответа на них не последовало. Эта неопределенность и ведет за собой полемику с построением теорий заговоров.
Неопределенность Michelin в вопросе, будет ли состав #70 запрещен в Техасе или нет, никак не помогает рассеять ощущение неясности в ситуации... Почему они не могут просто рассказать все так, как оно есть на самом деле?
Вообще, учитывая все, что было увидено и услышано мною в Термасе, рано или поздно Валентино Росси все-таки получит доступ к этой покрышке, которая должна помочь ему восстановить уверенность, которой у него нет на данный момент. Лично для меня сложившаяся ситуация выглядит опасной. Не из-за Росси, конечно. Я боюсь, что такими темпами в конечном счете на исходы гонок влияние оказывать будут ребята из Michelin. Заметьте, я говорю влияние и не использую слова контроль. Сегодня резину предлагают, чтобы помочь одному гонщику выйти из кризиса, а завтра кто-то еще постучится в дверь за помощью, и тогда Michelin может просто проигнорировать его просьбы.
В Аргентине, на второй гонке чемпионата мира по MotoGP из боя вышли оба пилота заводского проекта HRC - Маркес и Педроса упали с переднего колесо в одной и той же точке Termas de Rio Hondo, во втором повороте. Оба были обуты в жесткие слики, оба сорвались с хороших позиций. И оба, к счастью, никак не пострадали - падения были "безопасными".
"К сожалению, Рио Ондо стал очень бугристым и скользким за последние годы, - отметил Ливио Суппо. - Марк и Дани сорвались на одной и той же кочке во втором повороте, но до того момента Марк демонстрировал выдающийся темп. Кэл Кратчлоу финишировал на подиуме, пилотируя такой же RC213V с тем же набором покрышек. Так что результаты гонки - они и позитивные, и негативные одновременно".
Маркес вновь показал, что способен мобилизоваться и совершать прорывы в сложных условиях и под серьезным давлением, взяв 4-й подряд поул Гран-При Аргентины в субботу. Но этого оказалось недостаточно для победы в гонке.
"Мы считаем, что байк все еще не готов на 100%, как мы хотели бы, потребуется определенная доработка, поэтому мы ждем с большим нетерпением этапа в Техасе, а затем - в Хересе, - добавил Суппо, имея в виду, что после Гран-При Испании последуют первые официальные сезонные тесты MotoGP. - Мы обсудили все детали гонки в Рио Ондо с командой и пришли к выводу, что паниковать нет повода. Да, в плане очков, мы позади в чемпионате. Но в плане остального, потенциал огромен и нам его надо поскорее раскрыть. Аргентина была слишком особенным уикендом в этот раз... впрочем, в прошлом году тоже. Это интересное место, где могут происходить самые неожиданные события".
В 2015 году Марк Маркес уже падал в Рио Ондо, пытаясь превзойти Валентино Росси, сделавшего заведомо более правильный выбор покрышек и получивший невероятное преимущество над соперниками во второй половине заезда. Тогда, боевой дух пилота Repsol Honda был здорово подорван - он знал, что ошибся и перешел все границы разумных действий, как бы сказал Кейси Стоунер - "overwhelmed himself" (т.е. сам себя сгубил).
Кстати, и Суппо мысленно возвращается к истории Кейси Стоунера 2011 года, когда великий австралиец вернулся в Repsol Honda, чтобы довести до конца начатое еще в 2006 году дело - вернуть Honda заслуженный чемпионский титул, как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов.
"Чемпионат только-только начался! Я очень хорошо помню 2011 год, когда Кейси вылетел в инциденте с Валентино в Хересе, это произошло в самом начале сезона, это тоже была только 2-я гонка, - сказал Суппо. - Но затем он выиграл много гонок, взошел на подиумы и, несмотря ни на что, взял титул. Это был неудачный уикенд, другие сложатся иначе, и нам нужно извлечь максимум из каждого".
В 2013 Лоренцо сломал ключицу в Ассене, а затем повторил свою ошибку в Германии, что лишило его шансов на противостояние с Маркесом в конце сезона. В 2016 году Валентино Росси потерял надежды на титул после неожиданной (для его команды) поломки двигателя на гонке в Муджелло. В 2015 Марк Маркес никак не мог поверить в тот факт, что на деле не слишком хорошо контролирует свой мотоцикл, и пока команда не пришла к определенным (подтвержденным) выводам об этом, успел насовершать массу ошибок, полностью лишивших его шансов на схватку за титул.
В то же время, в 2011 году Марк Маркес, хотя и совершил несколько ошибок по неопытности в самом начале сезона, в том числе, в том же Хересе, в конце сезона, в Японии догнал и перегнал явного фаворита чемпионата мира Штефана Брадля. И Маркес легко бы стал чемпионом, не случись в Сепанге нелепого разлива воды из дренажа в 14-м повороте на самой первой практике уикенда.
Так что, судьба чемпионата сейчас открыта так же широко, как до старта гонки в Катаре!
КТМ
Серия инцидентов, поломок и наказаний выбыла из обоймы двух из четырех претендентов на победу и подиум в этой гонке: Марк Маркес упал в самом начале гонки, переоценив возможности мотоцикла, Дани Педроса завалился следом за ним, Андреа Довициозо был сбит упавший Алеичем Эспаргаро. Хорхе Лоренцо не проехал и круга, упав по собственной неопытности (!) на входе в первый поворот - Хорхе сам позже признался, что ему не хватило опыта для прорыва из глубинки... Для Андреа Янноне заезд, фактически, закончился в тот же момент: хотя наезд новобранца Ducati не привел к падению пилота Suzuki, тот был направлен Дирекцией на пит-лейн для прохождения процедуры pass-through (проезд на медленной скорости) за допущенный фальстарт. Янноне вернулся в строй последним, не имея никаких шансов на реабилитацию - он проигрывал последнему в пелетоне более 5 секунд, сумел сократить отставание до 3 секунд на финише... Его напарник Алекс Ринс упал и вышел из борьбы за очки. Наконец, Сэм Лоус вернул свой Aprilia RS-GP в гараж после поломки КПП.
Итог Гран-При Аргентины феноменальный: все восемь пилотов заводских команд Honda, Ducati, Suzuki и Aprilia вышли из схватки за очки. А 23-8=15 - ровно столько позиций в таблице начисления очков MotoGP!
Старт гонки обоими был взял неплохой: Лорис Баз проиграл кучу позиций уже на прямой, пропустив вперед партнеров по KTM, в после заварушки в первом повороте, назад откатился и Гектор Барбера. Но затем оба пилота Avintia Ducati оказались впереди. В попытках настичь и дукатистов прошла добрая половина заезда в Рио Ондо.
Как и в Катаре, Пол Эспаргаро и Бредли Смит финишировали все же не последними. Но если в Катаре до заветной зоны Эспаргаро не хватило одной позиции (он стал 16-м), в Аргентине, сумев убежав от Янноне, оба пилота KTM Factory Racing попали в очки.
Да! Для проекта KTM RC16 это исторический день - команда заработала первые 3 очка в Королевском классе! Это первый, пусть и небольшой, но шажок вперед, стимул для всего проекта сделать и второй - дотянуться до TOP-10.
С другой стороны, темп по-прежнему слишком низок, чтобы тягаться даже с бюджетными саттелитами Ducati и Honda.
"Для парней в гараже самым важным было, что мы заработали первые очки в истории KTM, но я чувствовал, что мы имели возможность для хорошей борьбы, - отметил Эспаргаро после финиша. - Мы все еще теряем в скорости на прямых. Я никак не мог достать и пройти двух соперников - Гектора [Барбера] и Тито [Рабата], и это для меня разочарование, поскольку чувствовал - наш потенциал высок!"
Когда Suzuki и Aprilia только вступили в MotoGP, в дебютном сезоне они демонстрировали результаты и похуже. Например, Марко Меландри финишировал круговым почти в каждой гонке, и это настолько бесило ветерана, что тот был вынужден подать в отставку - покинуть Aprilia Racing после всего 4 месяцев совместной работы. Для Aprilia сезон-2017 уже 3-й в MotoGP, но пока борьба за подиум и победу только снится директору проекту Романо Альбезиано. Suzuki развивались гораздо лучше, и уже в 2016 году записали на свой счет первую победу. На 3-й год участия в MotoGP с совершенно новым проектом GSX-RR, Suzuki может рассчитывать на борьбу за подиум, но никак не на титул.
Что касается KTM, босс компании Штефан Пире пообещал, что завод станет чемпионом MotoGP в течение 3-х лет. Пол Эспаргаро незадолго до начала уикенда в Аргентине повторил слова своего шефа почти дословно, подтвердив, что чувствует этот потенциал (взять титул в 3 года после вступления в Королевский класс).
Вопрос быстрого прогресса для KTM имеет первостепенную важность - все дело, как обычно, в деньгах.
Тито Рабат завершил сезон-2016 вторым с конца списка после Йонни Эрнандеса, а аргентинцу после неудачного года пришлось покинуть MotoGP и вернуться в Moto2. Так что теперь Тито - официально - в статусе претендента на вылет из чемпионата мира! Но с приходом KTM у него и команды Marc VDS Racing вновь появился шанс получить миллионную субсидию от Dorna: генеральный промоутер спонсирует участие TOP-22 пилотов из 23, стимулируя команды развиваться. Последний в списке лишается финансовой поддержки. Для большинства команд это означает расставание с пилотом либо поиск новых спонсоров, способных покрыть внезапно возросшие расходы.
KTM Factory Racing в субсидиях пока не нуждается. Оранжевая экспансия проходит по плану - неспешно, но уверенно: в категории Moto2, куда, как и в MotoGP австрийский завод вступил в 2017 году, Мигель Оливьера принес проекту первый подиум в Рио Ондо. В младших классах все чуть-чуть проще. Но каждый новый шаг в проекте MotoGP - это новые многомиллионные затраты, которые ощущают даже такие гиганты, как Yamaha. Обоим пилотам KTM нужно подняться выше последний ступеньки в генеральной классификации к финалу в Валенсии, тогда их персональное будущее в чемпионате будет обеспечено Dorna - есть личная мотивация.